Для одарённых детей.
По внешнему виду лицей №1524 – обычное, пятиэтажное здание постройки 50-х с
чистеньким двориком,
где почти всегда стоят несколько машин и новенький автобус, подаренный
родителем одного из учеников.
Однако этот лицей в течение уже нескольких лет является экспериментальной
площадкой Комитета по
образованию г. Москвы и работает по программе “Одарённые дети”.
Возглавляет его заслуженный
учитель РФ Т. В. Хромова. В школе работают высококвалифицированные
педагоги (среди них кандидаты и
доктора наук). Есть медико-психологическая служба, которой руководит
научный сотрудник
Психологического института Российской академии Образования, лауреат
государственной премии по
образованию В. С. Юркевич. В течение многих лет лицей завоёвывает
звание “школа года”.
Какие же дети учатся в этой замечательной школе? Наверное, “вундеркинды”?
Да, такие здесь есть, но
под выражением “одарённые дети” мы имеем в виду нормальных детей
и подростков. Дело в том, что
особые успехи в школе, быстрое продвижение по учебноё программе – ещё
не гарантия высоких
результатов в будущем, в профессиональной деятельности. Жизнь любит
удивлять: нередко гордостью
школы, вечною радостью учителей становится не тот “вундеркинд”,
которого показывали по телевизору и
о котором писали газеты, а обычный мальчишка, от которого ничего
выдающегося и не ждали.
Учителя удивляются: был, вроде, обыкновенный ученик, ну, может, чуть
более независимый и самостоятельный, а смотрите…
Школа, все эти медали, пятёрки, похвальные грамоты, даже знания нужны
не сами по себе, а именно как
подготовка к жизни в обществе, к профессии. В жизни одарённость
имеет особый смысл, определённый
не по тестам и отметкам, а по творческим результатам. Именно потому
одарёнными в лицее
считаются те, кто обладает резвым интеллектом, серьёзным желанием
учиться, готовностью преодолевать
трудности на пути к любимой профессии и к интересной, наполненной
творчеством жизни. При
необходимости для некоторых учеников разрабатывается индивидуальная
программа обучения,
которая позволяет ему найти наиболее оптимальное соотношение объёма
и уровня обучения по
приоритетным (любимым) и неприоритетным (нелюбимым) предметам,
преодолеть или приспособиться к своим личностным
особенностям.
Чтобы поступить в лицей, необходимо пройти конкурс: протестироваться
у психологов, сдать экзамена
по основным предметам. Лишь при условии хороших результатов можно
рассчитывать стать лицеистом. Начиная
с 10 класса, в лицее ведётся профессиональная подготовка, в рамках
которой существуют
факультативные направления для выпускников: экономики, информатики,
дизайна, психологии. С рядом вузов имеются договора о единых
экзаменах.
Обучение в лицее достаточно напряжённое, поэтому медико-психологическая
служба постоянно следит,
чтобы нагрузка не превышала уровень, безопасный для здоровья учеников:
с этой целью в лицее работает кабинет релаксации.
Обучение в отличие от всех других учреждений такого типа ведётся с первого
класса. Иначе говоря,
поступить в лицей можно с 6-7 лет. Правда, все классы – от первого
до седьмого включительно – существуют
только в одном экземпляре, и, конечно, конкурс в них весьма высокий.
Имеется и
подготовительный класс для детей 5-6 лет, где учат учиться, готовят к
высокому званию лицеиста. Но возможны
исключения. Если у ребёнка в 4 года обнаруживается повышенный уровень
развития, он тоже
может посещать подготовительный класс. Каждый ученик находится под
особым контролем психологов и
при необходимости для него разрабатывается индивидуальная
программа развития.
Психологи медико-психологической службы лицея готовы в индивидуальном
порядке провести тестирование
ребёнка, проконсультировать родителей по поводу его интеллектуального
личного развития. При необходимости
могут разработать программу психологической помощи ребёнку
и вести с ним
соответствующие занятия. В отдельных случаях индивидуальную помощь
ученикам оказывают и педагоги лицея.