Назад

Школьные учителя и одарённые дети

Школьные учителя и одарённые дети.

 

Уверена, что не ошибусь, заявив, что нет такого школьного учителя, который не мечтал бы о том, чтобы среди его воспитанников оказался тот, который прославил своё имя научным открытием или изобретением. Поэтому большинство школьных учителей поверят мне, что я испытала огромную радость и восхищение, когда ко мне привели семилетнего Савелия, запросто решавшего задачи по математике для пятиклассника, не допустившего ни одной единственной ошибки в диктанте для старшеклассников и, вообще, во всём похожего на вундеркинда. Всё это произошло в 1987 году. О школьных психологах тогда и речи не могло быть, поэтому я не подозревала, какие психологические и педагогические трудности ожидают меня с этим необыкновенным ребёнком. До этого Савелий в школе не учился. Умные директора отказывались принимать Савелия в класс, соответствующий его знаниям, или предлагали поступить, как ему тогда полагалось по инструкции, в 1 класс. Я же считала – нам (школе и педколлективу) несказанно повезло – Савелий будет учиться у нас. Родители также были счастливы: ведь их сыне будет одинок, он будет в детском коллективе.

Я зачислила Савелия в пятый класс. Сначала весь педагогический коллектив был без ума от этого ребёнка, дети гордились тем, что именно в их классе учится вундеркинд.

Через месяц стало ясно: Савелий – первый в классе, учителя ставили ему заслуженные пятёрки по всем предметам, при этом, часто говоря ученикам в классе: «Посмотрите, Савелию только семь лет, а он уже давно всё понял, вам же надо сто раз объяснять».

В течение нескольких месяцев отношение класса и учителей к Савелию резко поменялось, так как изменилось и поведение Савелия. Он постоянно перебивал учащихся во время ответа, а учителей поправлял во время объяснения нового материала, часто громко заявлял: «А я это уже знаю!», иногда удивлённо спрашивал учителей: «А вы что, этого раньше не знали?». Естественно, что учителя уже перестали восторженно ахать при упоминании имени чудо – ребёнка. Савелию на уроках явно становилось скучнее и скучнее. Если учителя ещё терпеливо объясняли что-то Савелию по поводу скромности, то ученики уже не стесняясь, с ненавистью выкрикивали: «Заткнись, выскочка!», «Молчи, зазнайка!» Ну а после уроков… естественно драки. Савелий в драках не уступал, хотя не понимал, за что его так не любят, рыдал, переживал.

В общем, к середине пятого класса вместе с родителями мы решили, что измученному Савелию лучше обучаться дома, как бы заочно. Он будет приезжать за заданиями и консультациями, а потом сдавать переходные экзамены.

Савелию ещё не исполнилось 11-ти лет, когда он вместе с выпускниками сдал на «отлично» все экзамены и поступил в МГТУ им. Баумана на два факультета: на технический и экономический. (К пятнадцати годам он его блестяще закончил).

Не могу сказать, что заочное обучение Савелия в нашем лицее проходило совсем просто: всех трудностей и не перечесть… Но только когда он ушёл от нас, как то пустовато стало, как будто убрали главную тему для обсуждений. А когда через полгода к нам пришёл девятилетний Даниил Л., узнавший, что у нас учился Савелий и решил, что он будет поступать в девятый класс, мы поняли, что это судьба.

Затем, это стало нормой: кто-то от кого-то слышал, кому-то порекомендовали, и поехали к нам родители со своими одарёнными детьми. Правда, и мы уже к этому времени были не те, что прежде. К этому времени у нас появилась мощная психологическая служба во главе с научным  руководителем кандидатом психологических наук Юркевич В. С., врач-гигиенист, учебная база стала совсем другой. За это время открылась Сократовская школа для пятилетних одарённых детей, очно-заочная школа, (как структурные подразделения лицея), в которых, конечно, работают учителя, понимающие специфику работы с одарёнными детьми.

Понимая и приветствуя желание моих коллег работать с такими же детьми, наслушавшись от Саш и Ир рассказов подобных историй обучения Савелия в школе, у меня возникло желание поделиться со школьными учителями, взявшимися за эту работу, своими заметками и пожеланиями.

Уважаемый школьный учитель! Прежде всего, Вам необходимо психологически настроиться на работу с одарённым учеником, при этом ориентируясь на следующие пожелания:

1. Познакомьтесь с имеющейся в нашей стране литературой об одарённых детях.

2. Поблагодарите судьбу за то, что вам доверено работать с одарённым учеником. Поверьте, работа с ним оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след.

3. Изучите и примите все индивидуальные особенности поведения этого ученика: нежелание безоговорочно подчиняться, принимать всё сказанное вами на веру, тугодумство или, наоборот, привычку моментально высказываться вслух, отключение от урока («уход  в себя »), привычку перебивать и многие другие.

4. У одарённого ученика, как правило, самооценка высокая, иногда покажется, что «неоправданно завышенная». Важно поверить в то, что этому ребёнку порой дано понять  и совершить то, что вам покажется непостижимым. Вот конкретный пример. Один из одарённых учеников нашего лицея пришёл сдавать экстернатом за два класса физику. Учительница физики засомневался в том, что десятилетний ученик за несколько месяцев самостоятельно освоил курс физики за 10-11 класс. Блестящим ответом ученика на все вопросы билета она не была удовлетворена, поэтому, достав учебник по физике, предложила ему решить сорок задач по разным темам за 60 минут. Но ученику это задание не понравилось. Он заявил, что это «не интересно» и вместо предложенных ему задач придумал задачи более сложные и интересные, чем в данном учебнике. После этого экзамена он составил  «Пособие головоломных задач по физике» и подарил этой учительнице. Оценку за экзамен она всё-таки снизила (ведь он не выполнил её задания) и осталась убеждённой в том, что «он что-то из обязательного материала не знает». Кстати, это типичный пример «обучения» одарённых детей. Школьному учителю, а порой такому же преподавателю ВУЗа трудно поверить в то, что порой ученики умнее их, учителей. А. Эйнштейн писал: «Умственные унижения и угнетения со стороны невежественных и эгоистичных учителей, производят в юной душе неизгладимые опустошения, которые оказывают роковое влияние в зрелом возрасте».

В таких случаях учителю можно порекомендовать подумать и о своей самооценке.

5. Уважайте и обсуждайте любую его даже «бредовую» идею.

6. Очень важно ровное отношение к одарённому ученику: действительно заслуженные похвала за успехи и критика за недостатки независимого от его возраста. Требования должны быть даже несколько завышенные, точнее, должны соответствовать его умственному интеллекту.

7. Следите за здоровьем и психологическим состоянием одарённого ученика.

8. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами – не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте особой благодарности от одарённого ученика за то, что на него затрачено гораздо больше времени и труда, чем на обычного ребёнка. Ведь он посчитает это за норму и, скорее всего, не заметит этого (сразу оговорюсь, что одарённые дети – благодарные ученики).

9. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный ученик) усталость, нехватка времени, раздражение. Всё это приведёт к печальному результату – ваш ученик почувствует это и может разочароваться в вас. Вероятно, всё, что вы могли сделать – сделано. Ему нужен более знающий преподаватель. Как правило, школьного учителя сменяет преподаватель ВУЗа: кандидаты и доктора наук.

 

Если психологически вы подготовлены, то теперь вы должны подумать о главном – методике обучения. Конечно же, общей методики нет, также, как и нет учебников в школьном понимании. В настоящее время существует методика и великолепная учебная литература развивающего обучения, которая действительно развивает способности обычных учеников, но у вундеркиндов эти способности – «дар божий» и сутью его обучения является стремление познать истину. Базой для обучения не может быть конкретный учебник или учебники, поскольку знания одарённый ребёнок черпает из опыт жизни и человеческого общества. «А. Эйнштейн описывает, как ему пришлось примириться … с выводами, что государство «умышленно обманывает молодёжь» …  «В возрасте 12 лет я пережил ещё одно чудо совсем другого рода: источником его была книжка евклидовой геометрии на плоскости, которая попалась мне в руки в начале учебного года. Чудо заключилось в появлении истины, объективной, непредвзятой и доказуемой».

Все одарённые дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания. Они обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. Вы – временный попутчик в этом процессе и, как уже стало ясно, не единственный источник познания. Но в то же время именно вам предоставляется редкая возможность создать у одарённого ребёнка впечатления жизеопределяющие, тем самым повлиять на всю его дальнейшую деятельность». Вы преподаёте не «предмет», а вводите его в науку.

Обычный план урока, включающий в себя даже 5-10 уроков для обычных учеников – не годиться. Школьные учителя, начинающие работать с одарённым ребёнком, обычно жалуются: «Усиленно готовилась к занятиям, рассчитанным на неделю, а «он» или «она» выполнила всё за 15 минут, пришлось импровизировать.» «Импровизировать» не пришлось бы, если бы с самого начала урок был спланирован нетрадиционно, творчески. Подготавливая урок для обычного класса, учитель вынужден строить его, ориентируясь на среднего ученика (в лицеях и гимназиях на средне-способного ученика), дифференцируя на слабых и сильных. Одарённые ученики требуют принципиально другой подготовки, поскольку в отличие от «школьно-одарённого ученика»  (см. В. Юркевич), их отличает необычное стремление к «перепроверке», «уяснению для себя», экспериментированию. А «основной принцип экспериментирования заключается в сомнении, которое оставляет духу свободу его собственной инициативы» (Клод Бернар). Без такого «сомнения» и «собственной инициативы» урок для одарённого ребёнка практически потерян. Ведь то, что вами где-то прочитано, может быть прочитано и им самим.

Способность одарённого ребёнка к простому самообучению необычайна. 9-ти летний Даниил Л. Обучался в общеобразовательной школе в 5-ом классе. К нам он пришёл поступать в 6-ой класс. По положению мы принимали только в 8-ой, хотя в лицее существовал класс свободного обучения, в котором могли обучаться дети примерно одинакового уровня знаний, но возраст мог быть гораздо меньше чем положено данному уровню. В это время учащиеся в этом классе соответствовали примерно 9-ому классу. Узнав об этом, Даниил в течение года, получая иногда консультации в лице, практически самостоятельно подготовился и сдал экзамены за 3 класса. (к 12 годам, закончив лицей, Даниил Л. поступил в МГУ имени Ломоносова).

Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, учитель всегда должен помнить о норме загрузки. Если обучение будет лёгким, пусть даже иформационно интересным, ученик (хоть это и странно звучит) быстро устаёт. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные успешных уроков.

«Одарённые ученики – трудоголики, особенно  в период увлечения какой-либо идеей». В это время они с головой уходят в интересующую их сферу, полностью игнорируя всё то, что к ней не относится, отключаясь от внешнего мира. Особенно показательны учащиеся – технари, компьюторщики. В стремлении постичь «виртуальную реальность», они доводят себя до полного транса.

Для таких учеников характерны периоды подъёма и спада. Именно поэтому, среди них отличники и медалисты – редкость. Школьные отметки для этих детей – не самоцель, но воздействовать на них плохими отметками можно, учитывая их малый возраст. Можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию – маловероятно.

Исходя из жизнеопределяющих интересов учащегося, ему определяют творческую тему, которая направлена на создание чего-либо совершенно нового будь то в науке, технике или в искусстве. В работе над любимой идеей, одарённый ученик удовлетворяет своё любопытство, свой «исследовательский инстинкт». Научным руководителем темы может быть как школьный учитель, так и человек со стороны (научные работники). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели могут подключать к ней свой предмет.

Для работы над творческой темой одарённый ученик может уходить в творческий отпуск. Свободное продвижение в науке требует напряжённой самостоятельной работы вне школы. Поэтому одарённому нельзя сказать: «Это программа одиннадцатого класса , мы будем заниматься этим через год или два», а можно предложить ему уйти в творческий отпуск на определённое время. (В лицее 1524 существует специальная апробированная методика по работе учащихся в творческом отпуске).

Естественно, что по определяющим предметам эти ученики очень сильно опережают, а по другим (нелюбимым) продвигаются медленнее. В таких случаях учащимся могут быть предоставлены отпуска для самоподготовки и сдачи экзаменов экстернатом.

Особенно продуктивная работа над темой в творческих мастерских. В таких мастерских одарённые ученики-мастера (например, придумывать задачи для пособия, который составляет учитель, составлять компьютерные программы-тесты и так далее). Перенимая приёмы работы учителя-мастера, они переходят на самостоятельный путь, ведь будущему учёному «необходимо сохранять способность мечтать по-своему» (Г. Селье).

Все результаты работы над творческой темой обсуждаются в творческой мастерской с другими учащимися, заслушиваются на научных конференциях, публикуются в научных журналах учебного заведения, а в некоторых случаях и в солидных научных и научно-популярных журналах.

Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу достоин уважения и поддержки. По словам В. Эфроимсона, такая работа возможна только «в коллективе, слитом в единое целое напряжённым творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряжёнными, объединёнными общей целью  и беззаветным руководителем».

                 

Хромова Т. В.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz